Андрей Бастриков: «Медали Суперлиги и путевка в Лигу чемпионов - вот наши цели»
Интервью с опытным Андреем Бастриковым, который совсем недавно пополнил состав МФК КПРФ.
- Андрей, расскажите, как оказались в МФК КПРФ? Были другие варианты продолжения карьеры?
- Конечно, были другие варианты. Но от таких предложений не отказываются. МФК КПРФ - амбициозный клуб, с учетом исполнителей здесь всегда ставятся только высокие цели, ведется борьба за медали. Даже не стал раздумывать и, посовещавшись с семьей, решил ехать. Пусть пока соглашение достигнуто до конца сезона. Дай Бог, решим поставленные задачи, тогда можно будет думать о продлении.
- Не боялись конкуренции и возможного преобладания «скамеечного» времени над игровым?
- Никогда не боялся конкуренции, ведь она позволяет спортсмену расти во всех компонентах. В «Сибиряке», откуда я ушел, сейчас не самая стабильная обстановка. Так как я семейный человек, для меня стабильность во всех отношениях всегда в приоритете. В МФК КПРФ все составляющие вкупе перевесили остальные факторы, поэтому я здесь.
- Вас не тревожит тот факт, что на протяжении карьеры приходится скитаться по клубам, не удается найти свое пристанище?
- Все это стечение обстоятельств. Не сам же выбирал себе клубы, куда звали - там и рассматривал варианты. Какие-то клубы уже не существуют, то же «Динамо-2». Когда играл за «Липецк», там возникла плачевная ситуация, что повлияло на смену обстановки. Вынужденные меры. Не мне судить, конечно, но все тренеры, с которыми мне доводилось работать, хотели сохранить меня в команде, со всеми сложились хорошие рабочие отношения. По-спортивному все друг друга понимали.
- О мистическом или приметах. Игроки часто говорят, что от номера на спине зависит спортивная судьба. Вы и в «Новой генерации», и в «Синаре» с «Сибиряком» играли под одиннадцатым номером. В МФК КПРФ он занят Сими Сайотти.
- Ничего страшного, я не против (смеется). Выбрал тот, который остался.
- А почему «второй», а не, допустим, «девяносто девятый» или какой-нибудь другой - запоминающийся и броский?
- Ну это уже, наверное, прерогатива молодых. Спокойно к этому отношусь. Не номер же играет на поле, а человек. Да, мне очень нравится одиннадцатый. Владимир Владимирович Путин под ним играет, на секундочку.
- А под вторым выступал великий Константин Викторович Еременко...
- И Владислав Шаяхметов играет под вторым номером. Человек, образно говоря, из-за которого я выбрал мини-футбол. Мы из одного города - Ревда Свердловской области. Его первые шаги в «Синаре» были довольно успешными, и вообще в те времена на Урале наблюдался настоящий мини-футбольный бум. Мы все поголовно играли в залах, поэтому для меня как таковой выбор и не стоял, футбол или футзал. Сразу определился.
- Как начиналась Ваша профессиональная карьера?
- Ох, все перепробовал в своей жизни. Сами понимаете, в таких маленьких городах возможностей мало. После школы устроился на работу, помимо этого учился на заочном и продолжал заниматься футболом. Профессионально в футбол играю примерно с двадцати лет. Понял, что действительно можно этим зарабатывать. К двадцати годам люди уже чемпионаты мира выигрывают, вон Мбаппе в восемнадцать выиграл со сборной Франции, а я в двадцать только начал играть (смеется). Когда выступал за «Корону» из Ревды по Первой лиге чемпионата страны, меня заметили и пригласили в «Синару». Конкуренция тогда была сумасшедшей, у нас по Первой лиге играли и заслуженные люди, настоящие профессионалы, и молодежь, дублирующие составы ведущих клубов России.
- Наверняка есть люди, оказавшие особое влияние на первых этапах Вашего формирования?
- Назову Александра Юрьевича Некрасова - тренера нашей команды «Корона». И Дрягина Алексея Игоревича. Человек, который, можно сказать, сделал из меня футболиста, любящий свое дело и один из тех, кто содержал команду в Ревде. Вот этим людям надо отдать должное, они мне помогли.
- О работе на заводе вспоминаете?
- Ооо, давайте расскажу (улыбается)! Я работал в серно-кислотном цехе Среднеуральского медеплавильного завода. Очень специфичная работа, я был аппаратчиком фильтрации серно-кислотного цеха. Там, где все отходы. Ходили в масках, робе, резиновых сапогах, перчатках защитных. Хороший опыт. Завод дал понять, что такое настоящая работа. Не сравниваю деятельность футболиста и заводского человека. Но футболист занимается любимым делом. Да, это тяжелая работа, но так как люди пашут на заводах...
- А почему еще в детские годы друзья прозвали Вас Марадоной
- Просто тогда немножко выделялся на фоне остальных - дриблингом, пониманием игры. А потом стал играть в большой футбол (завораживающе улыбается), исполнять левого латераля или полузащитника. И все - по бровке туда-сюда бегал.
- Поменяли разные команды, города и целые регионы - где Вам понравилось больше всего? Вы всегда тепло и по-доброму отзываетесь о Сыктывкаре.
- «Синара» - можно сказать, дома играл. Перед тем, как переехать в Сыктывкар, думал - куда я вообще собираюсь? Но на самом деле там мой второй дом - и болельщики классные, и всегда аншлаг на трибунах. Мог бы там остаться, но по истечении контракта поступило приглашение от «Синары». Пошел на повышение. Вернувшись, отыграл в Екатеринбурге пять сезонов. А так в Сыктывкаре всегда тепло встречают, есть люди, с которыми поддерживаю связь, общаюсь. Там любят мини-футбол.
- Почему не получилось у МФК КПРФ в предыдущем сезоне, когда на тот момент еще Ваша «Синара» со счетом 3:0 выиграла четвертьфинальную серию плей-офф?
- Если честно, мы внутри «Синары» в прошлом году перед плей-офф думали: только бы не на КПРФ попасть (улыбается). Очень сильные легионеры, российские игроки - все практически сборники. Тем более первые две игры проводили на выезде в Климовске. Хорошо бы одну зацепить! Да, будем биться, постоянно играть на победу. Этого никто не отменял. Где-то мы вытерпели больше соперника, забили свои мячи и в мелочах, нюансах уехали при счете 2:0 в серии домой. А третья игра - серия пенальти, конфетка всего противостояния, лотерея, в которой удача повернулась к нам лицом. Возможно, проиграй мы третий матч, произошел бы психологический надлом. Но теперь все это уже история.
- Как и Ваше выступление за «Сибиряк» в розыгрыше главного клубного турнира Европы.
- Сразу могу сказать, что Лига Чемпионов - совсем другого уровня турнир. Даже притом, что у нас был тяжелейший перелет в Словению, впечатления самые положительные. Удалось отобраться в Элитный раунд, который провели на домашней площадке «Спортинга» в Португалии. Если бы «Сибиряку» удалось сохранить команду, которая завоевала путевку в Европу, возможно, сумели бы противостоять и «Спортингу», и «Бенфике». А так оба португальских клуба по исполнительскому мастерству и другим факторам впечатляют. Уже закончив турнирную борьбу, мы специально остались на решающую битву за выход в «Финал четырех». Лиссабонское дерби - это нечто, супер-атмосфера! Такого в футзале давно не встречал, сумасшествие. Фанаты «Бенфики» проходили на свой сектор под конвоем полицейских. Антураж, болельщики поют, шоу. В итоге матч закончился вничью 1:1, которая устраивала «Спортинг». Началось празднование, песни и пляски. А фанаты «Бенфики» в горе разрывали стулья на щепки (смеется). Такого нигде не встречал.
- В свое время Вы работали и с Юрием Рудневым, и с Вадимом Яшиным, и со многими другими специалистами. Что скажете о Бесо Гурамовиче Зоидзе? Как строится тренировочная работа в клубе?
- Все отдается на откуп тренеру. Как он скажет - так и будет. Прекрасно понимал, куда иду, имел представление о том, какие акценты делаются в тренировочном процессе Бесо Гурамовичем. Сергей Абрамов, Дмитрий Прудников, Дамир Хамадиев, которые играли у него, многое рассказывали. Интенсивность, целенаправленность тренировок - общее представление имел. Приняли в команде хорошо, как таковой адаптации не было. Мы все же друг друга знаем, футзальный мир тесен. Да, требуется время, чтобы понять, кто какой ногой мяч ведет, кто как открывается, двигается. Справимся.
- Согласитесь, что линия руководства МФК КПРФ отличается от подхода того же Григория Викторовича Иванова?
- Если говорить про Григория Викторовича Иванова (президент МФК «Синара»), он - импульсивный человек, может как накричать, так и похвалить. В КПРФ ситуация несколько иная, здесь авторитет Бесо Гурамовича не вызывает сомнений, его надо слушаться и выполнять те требования, которые он дает. В Екатеринбурге всегда играешь под давлением, Иванов часто сам находится на лавке. Если что-то сделаешь не так, можешь «лишиться головы» (улыбается). С другой стороны, сейчас в КПРФ каждый понимает, что пора давать результат. Для этого руководством команды созданы все условия.
- Не смущает, что в команде много «горячих» игроков - страстных, импульсивных, порой неспособных сдержать эмоциональный порыв? Вы же при этом со стороны кажетесь спокойным, уравновешенным человеком.
- В этом нет ничего страшного. Если захочу, тоже могу взорваться, мы же опытные (смеется). Как без этого. Способен и успокоить человека.
- Болельщики интересуются, почему Вы выбрали себе «футзалки» розового цвета? Что за мода такая?
- Год свиньи (смеется). Они удобные, а цвет таким получился волею случая. Почему бы и нет?! Свиньи же они розовые, когда в грязи копаются. Кеды очень тонкие, тряпичные. Не люблю «пластиковую» обувь, всю жизнь играл в кожаных. А этой моделью был приятно удивлен - как будто по слепку сделали анатомические.
- Успели обжиться на новом месте? Семью перевозить собираетесь?
- Семья пока не переехала. Мы решили, что пока не будем этого делать. Контракт до конца сезона, поэтому приняли решение не торопиться. А живу я совсем близко с тренировочным залом в Реутове, буквально через дорогу. Все удобно и комфортно.
- Сколько лет Вашим сыновьям и чем они сейчас занимаются? Наверняка прорабатываете варианты со спортом?
- Старшему Ивану семь лет, а младшему Тимофею в апреле исполнится пять. Детишки ходят в бассейн, старший какое-то время занимался в «Синаре». Сейчас они в Ревде.
- Правда, что Вы познакомились с супругой прямо на автостанции?
- Даже скажу точную дату. 3-го октября 2005-го года мы познакомились, действительно - на автобусной остановке. Ольга ехала из института, а я возвращался в Ревду после матча чемпионата страны. Сейчас вся семья смотрит матчи с моим участием, жена переживает всегда за здоровье. А главная болельщица - моя мама Вера Алексеевна. Она до сих пор хранит газетные вырезки про меня, собирает информацию, с появлением Интернета это делать стало еще проще.
- Коварный вопрос: Вам уже тридцать четыре. Задумываетесь о том, чем заняться после футзала?
- Зачем смотреть в документы? Пока есть желание и возможности играть, почему нет? Вон Серега Покотыло в тридцать семь перешел в «Газпром-Югру» и Кубок России завоевал, одну из важнейших ролей сыграл в финальном матче. Самое главное ведь, способен ли игрок еще дать что-то команде, приносить пользу. Если да, то зачем отказываться от его услуг? А так я учусь, думаю, анализирую на будущее. Никогда не хотел и не думал стать тренером, но если появится такое предложение, то можно попробовать.
- Что пожелаете себе лично и поклонникам футзала?
- Себе пожелаю выиграть с командой медали, лучше золотые, чтобы опять сыграть в Лиге Чемпионов. Болельщикам скажу: занимайтесь мини-футболом, не бросайте это дело! Футзал рано или поздно войдет в когорту элитных видов спорта. Какой-то сдвиг появится, для этого, возможно, нужно как-то видоизменить правила, сделать «5 на 5» еще зрелищнее. Не знаю - ауты руками бросать, как в хоккее буллиты добавить, чтобы не было никогда ничьих. Дополнительное время играть три на три. Надо что-то делать! Тогда футзал совершит новый виток и станет еще более популярным. Он доступен всем: кеды, мяч, зал, да можно и на улице играть. Воротики маленькие поставил - и в путь!