Аркадий Белый: «Нельзя говорить, что мы открыли чемодан со звёздами и будем их отдавать»
- Аркадий Львович, ваш клуб согласился отпустить Ниязова в Испанию, хотя у него ещё оставался год контракта. Вы объяснили это прежним обещанием игроку, но не слишком ли «романтично» так терять топ-футболиста?
- Дело в том, что наши отношения со дня перехода Артема Ниязова к нам из «Дины» складывались так, что он помимо общеизвестных спортивных качеств предъявил образец качеств человеческих. Он очень ответственный, профессионал, всегда за команду.
Артём о своём желании говорил достаточно давно. У нас никогда не было конфликта - мол, он хочет в Европу, а мы не отпускаем. Всегда был взвешенный подход. До этого года мы чувствовали, что ещё должны достичь вместе высоких результатов, плюс смотрели, какие клубы предлагают ему перейти. Кстати, разговоры шли ещё в два предыдущих межсезонья, но нам казалось, что предложения были от коллективов не того уровня. Если Артём должен был уходить, то в один из клубов с большой историей.
В этот раз многое сложилось. Наше чемпионство позволило завершить своеобразный пятилетний цикл, за который МФК КПРФ дважды стал чемпионом и ещё два раза - серебряным призёром. Артём, как и обещал, своим трудом помог нам всем вместе достичь этих результатов. Плюс поступило предложение от серьёзного клуба.
Кроме того, мы чувствовали не то что юридические обязательства, а скорее человеческие. Понятно, у нас как клуба есть права на игроков, но мы всё-таки строим достаточно семейную атмосферу: на общении с игроками, а не просто по документам. Свежий пример: наш бывший легионер Лин присылал видео с пожеланиями победить в финале Суперлиги, а мы поздравляли его с рождением двойни.
В случае с Артёмом мы шли от игрока, от его настроя. Естественно, мы были готовы работать дальше и предложить более длинный контракт. Если вдруг что-то пойдёт не так, и он вернётся в Россию, то, безусловно, вернётся в КПРФ. Думаю, это своё обещание он сдержит.
- Переход игрока в ЛНФС – это событие со знаком плюс в истории клуба?
Наш клуб всё-таки старается в том числе думать о развитии самого вида спорта. Конечно, тот факт, что первым в чемпионат Испании перешёл россиянин именно из нашей команды, это повод для гордости. Точно так же, как переход Соколова в «Спортинг» был поводом для гордости и показателем класса «Синары» и екатеринбургской школы.
Верю, что выступление Артёма станет знаком качества для российского футзала. Да, бывает всякое - травмы, с тренером можно не сойтись, но по своим качествам Артём однозначно в состоянии украсить испанский чемпионат. Сейчас наши клубы и сборная по понятным причинам не могут демонстрировать уровень нашего футзала, но вот хотя бы отдельные спортсмены могут позитивно повлиять на имидж российской Суперлиги и российского футзала.
- Не было опасений, что если бы переход сорвался, то потом Ниязов мог потерять мотивацию?
- Зная Артёма, я так не думаю. Если бы он решил остаться в России, в КПРФ, всё было бы абсолютно нормально. Он правда стоял на перепутье. Одно дело рассказывать, что у тебя есть мечта, а другое - решаться, когда приходит реальное предложение, а у тебя всё отлично в нынешней команде, только что ставшей чемпионом России. Артём - очень семейный человек, при этом родители и вся семья в Сургуте. Знаю, что он на выходные туда летал. Теперь ему предстоит такой сложный разрыв: часто летать из Мурсии в Москву и Сургут физически невозможно.
Так что он уезжает в смешанных чувствах. Однако в какой-то момент Артём решил принять этот вызов. Но если бы он решил остаться, то, думаю, это был бы прежний Ниязов. Тем более что речь не шла бы о каком-то конфликте, при котором он очень хотел, а мы взяли и не отпустили.
- Какие-то прямые контакты с «Эль-Посо» у вас были?
- У нас была переписка. Они делали запросы в течение года, изъявляли желание, а мы объясняли, что все вопросы будем решать только по окончании сезона. У них сейчас в руководстве мои бывшие противники по площадке - ребята стали большими начальниками. Некое общение было, но серьёзных переговоров - нет.
Знаете, у всех испанских клубов есть такая традиция: они никогда не платят за трансферы. Это не касается ситуации с Артёмом или с Россией, это общий принцип. Очень специфичный трансферный рынок. Поэтому никаких коммерческих предложений нам не поступало, ничего этого не было. А весь документооборот шёл нормально, мы на связи.
- В целом можно говорить об «эффекте Чишкалы» - что Иван первым поехал в Европу, и вот теперь потянулись другие россияне?
- Думаю, да. Для меня вообще было странно, что все эти годы не было спроса на российских игроков с той стороны - из Португалии, Испании, Италии. Я считал, что уровень наших по крайней мере сборников всегда позволял там конкурировать.
Однозначно, Чишкала прорубил окно в Европу. Это помогло определиться Соколову, а теперь и Ниязову. Да, в случае с Артёмом это новая страна, придётся адаптироваться. Но он человек сильный, цельный, так что надеюсь, что социализация сложится. Хотелось бы пожелать, чтобы всё получилось. Но если что-то не выйдет, то он прекрасно знает, что мы всегда ждём его обратно.
- Болельщики будут переживать: что теперь с Янаром Асадовым, с кем ему играть?
- Понятный вопрос. Но я думаю, что для любого футболиста важно ощущать свою самостоятельность. Янар тоже человек очень амбициозный, и для него эта ситуация - тоже определённый вызов. Теперь можно показать, что дело было не в связке, что они оба - самостоятельные звёзды. Действительно, ходят разговоры, что Асадов не может играть без Ниязова, а Ниязов - без Асадова. Это немножечко преувеличенная история. Вполне можно подобрать другие эффективные связки, да и сам Асадов в состоянии многие эпизоды решать самостоятельно. Он в состоянии переварить эту историю.
Кстати, мало кто помнит, но были периоды в этом году, начиная с финала Кубка России и практически до плей-офф, когда Ниязов был травмирован. И три достаточно важных месяца мы играли без Ниязова, и играли вполне нормально.
Конечно, нам будет не хватать взаимодействия этой связки - не только её эффективности, но и футбольной эстетики. Но если говорить про игру, то это задача тренера и самого футболиста - построить новые связки, новые сочетания. Игроки приходят и уходят, и я думаю, что для самого Асадова это важный, в чём-то позитивный момент.
- А как отреагируете, если в ходе нового сезона из «Эль-Посо» напишут, что хотят и Асадова?
- Повторюсь: Ниязов - это индивидуальная история, исключение из правил. Нельзя говорить, что мы открыли какой-то чемодан со спортсменами и теперь будем постоянно доставать оттуда наших звёзд и куда-то отдавать. Конечно, нет. Мы - чемпионы России, ставим высокие задачи. Да и в целом мне просто претит в плане уважения к России и российскому футзалу этот подход испанцев, что к ним игроки всегда должны уезжать бесплатно, а вот от них все должны приезжать за деньги. Мы не будем всё время так действовать. Это не наша политика, не наша линия. Клуб будет защищать свои права на игроков.
- Про трансферы на выход понятно. А как планируете заменять Ниязова, а также Денера и Педро?
- Мы отчётливо понимаем, что в лице Артёма теряем суперкачественного игрока, и сейчас ищем форматы и возможности каким-то образом компенсировать его уход. Наверное, найдутся новые лидеры, плюс мы работаем селекционно. Надеюсь, что хотя бы один российский игрок хорошего класса у нас появится. Пока всё в процессе, всё не так легко. Российских игроков сопоставимого с Ниязовым уровня не так много.
Обе легионерские позиции, думаю, будут замещены. Возможно, обе летом, а может, один бразильский новичок придёт сейчас, а один - зимой. В любом случае, к решающим матчам эти позиции закроем. Аккуратно будем говорить, что будут два-три новичка. Собственно, у нас ушло три заметных спортсмена - примерно в этом же объёме стоит ожидать новостей на вход.
Источник: официальный сайт Суперлиги