Мини-футбольный клуб КПРФ

Аркадий Белый: Несмотря на все приобретения, не считаю нас суперглавными фаворитами»

— Аркадий Львович, как формировалась трансферная стратегия КПРФ этим летом?

— Мы исходили из анализа прошлого сезона. Его нельзя назвать провальным: команда вошла в четвёрку и до конца боролась за медали, но в целом было ощущение, что из-за ряда обстоятельств, сложившихся в прошлое летнее межсезонье, собрать по-настоящему мощный коллектив не вышло — именно для решения привычных для КПРФ максимальных задач.

Команде явно не хватало харизматичных лидеров на ряде позиций. Заменить ушедших в прошлом году футболистов нам не удалось. Плюс довольно средний сезон получился у Асадова — конечно, там и травмы мешали. В общем, в атакующей линии мы оказались не в самом лучшем виде, и в ключевых матчах это было очень заметно. Поэтому наша стратегия исходила из двух направлений: приход ряда харизматичных игроков, вокруг которых можно строить коллектив, и постепенное омоложение команды.

Работа велась весь год — отнюдь не только в концовке сезона. Уже к зиме все наши проблемы были видны, поэтому достаточно рано подписаны и Гилерме, и Шведко, пусть объявили мы об этом в конце сезона. Ну и не теряли контакт с Артёмом Ниязовым, смотрели, как у него складывается в Испании. Ближе к концу сезона стало понятно, что он к нам может вернуться.

Вообще на рынке не так много российских игроков нужного уровня, которых можно было бы взять. Были у нас вопросы и по легионерским позициям. Вот с Гилерме договорились. Ждали, что как-то адаптируется Майя, но, к сожалению, не получилось. Такое бывает, игрок ещё явно себя покажет в футзале, но на данный момент у нас нет возможности рисковать, дав ему ещё один сезон. Поэтому он поехал покорять Испанию в «Пальму».

 

— Не было варианта просто отдать Майю в аренду?

— Вариант был, но появилось хорошее предложение от «Пальмы». У нас достаточно хорошо закрыта позиция правоногого «ала» — с учётом возвращения Ниязова и длинного контракта с Гилерме. Плюс мы очень довольны Серёжей Крыкуном. В общем, на этой позиции у нас много топовых игроков.

Смотрели мы и в далёкое будущее: возможно, в следующем году нам придётся усиливать какие-то позиции за счёт легионеров. Сейчас у нас три легионера — возможно, так и останется. Но вот позиция правоногого «ала» у нас очень хорошо укомплектована, и через год это вряд ли изменится. И есть другие позиции, которые, не исключено, нам захотелось бы усилить за счёт легионеров. Например, позицию «столба». Окончательно на вопрос, где нам ещё что нужно, ответит сезон.

Если же вернуться к Майе, то всё-таки есть ощущение: лучше, когда иностранные игроки приезжают к нам более опытными. А молодёжь, мне кажется, можно брать свою. Не случайно к нам вернулся из аренды Умаров, мы ждали его. Теперь на позиции левоногого «ала» у нас выздоравливающий Асадов, Багиров и Умаров — на него тоже очень рассчитываем. А приход Ильина и Гайнатуллина — это вторая часть стратегии, о которой мы говорили, то есть омоложение состава. Плюс с основной командой сейчас тренируются Олег Безруков и Максим Синельщиков из КПРФ-2. Безруков точно будет в основе, Синельщиков сейчас эту позицию себе пробивает. Так что некое движение изнутри КПРФ у нас тоже есть.

 

— Если говорить об ушедших игроках, был ли футзалист, насчёт продления отношений с которым сомневались особенно долго?

— Что касается ушедших игроков, то это были наши решения, а не ситуации, что мы кого-то прямо потеряли. Мы проанализировали и поняли, что по ряду причин должны с ними расстаться, хотя благодарны за достойный сезон.

Сложно было расставаться с уважаемыми игроками. Пожалуй, дольше всего размышляли насчёт Вани Милованова. Он большой профессионал, серьёзно помог нам в чемпионском сезоне. Ваня прекрасно выполнял свои функции, но всё-таки у нас идея двигаться вперёд, попробовать поискать молодёжь.

С точки зрения игры, которую выстраивает Бесо Гурамович, нам было важно усилить фланги за счёт игроков, которые могут обыгрывать один в один, оказывая давление. В этом плане большего, конечно, мы ждали от Серёжи Орлова — для такой функции его и брали. На наш взгляд, эта история всё-таки не сложилась. Возможно, в «Тюмени» будет по-другому.

Могу сказать, что мы довольно долго размышляли, общались с Серёжей Абрамовичем. В итоге он остался — нашли с ним определённый контакт и поняли, что нужны друг другу.

 

— Переходы Гайнатуллина и Ильина состоялись позже остальных. Почему так?

— Затянулись переговоры. Мы вели их достаточно долго, но не сходились с руководством «Новой генерации» в ряде финансовых моментов. В конце концов нашли компромисс. Это не спонтанные покупки: Ильина мы уже вели два-три года, Гайнатуллина знали ещё в начале его карьеры. Сейчас проанализировали, что нам интересна позиция вратаря с опытом в Суперлиге, хорошо играющего ногами и действительно молодого.

 

— То есть Гайнатуллин позволит КПРФ варьировать тактику? А то вы наверняка слышали мнения, что Булат, по сути, просто усилит вторую команду.

— Мы настраиваем Булата на игру за основу. Понятно, что это вопрос конкуренции — никому никакое место не зарезервировано. Честно говорю: всё наше руководство, включая и меня, и Бесо Гурамовича, не в восторге от схемы игры с подключением вратаря. И мы очень долго старались играть просто в футбол. Но правила есть правила — и учитывать эту тему надо, хоть её и критикуем. Поэтому мы искали именно молодого вратаря, хорошо играющего ногами. Можно было, наверное, пообщаться, например, с Кригером или кем-то ещё, но искали молодого.

Мы не боимся экспериментов, да и будем честны: прошлый сезон получился для нашей вратарской линии не «люксовым». Никто не говорит, что Дима Путилов и Артём Салахов провалили предыдущий сезон. Просто у всей команды он вышел средним. Дима Путилов в любом случае на данный момент номер один, но ему по ходу карьеры уже сложно перестраиваться в активно играющего ногами вратаря. Вот у Булата уже серьёзный опыт такой игры, в том числе на уровне Суперлиги, да и в сериях пенальти хорошая статистика. Поэтому и двигались в таком направлении.

 

— Сообщалось, что у Гилерме какая-то травма. Ничего серьёзного?

— Нет, ничего. Он сейчас восстанавливается, получил небольшое повреждение. Тренироваться он особо не мог, поэтому прилетит к нам после товарищеского турнира в Санкт-Петербурге и тогда начнёт подготовку. Мы тут пошли навстречу, тем более что его супруга сейчас в ожидании их первенца — побыть с ней лишние две-три недели тоже немаловажно для него психологически.

Как Жуау приедет, разумеется, мы проведём все свои обследования. Пока план такой, что во время первых трёх туров он и, возможно, ещё Асадов будут восстанавливаться, а потом наступит месячная пауза и к октябрю мы получим полноценного игрока. Сезон длинный, плюс Гилерме провёл напряжённый плей-офф в предыдущем сезоне, была большая нагрузка, так что, вероятно, мы в любом случае вели бы его индивидуально — так, как готовим сейчас Шведко. Так что, возможно, эта вынужденная пауза пойдёт на пользу.

 

— Вопрос по Артёму Ниязову. В РПЛ нередко бывало, что российские легионеры после возвращения из европейских чемпионатов не выходили на прежний уровень игры. Не опасаетесь такого с Артёмом?

— Таких опасений нет. Артём — большой профессионал. Честно могу сказать, не много есть игроков, которые настолько посвящают себя игре: его жизнь подчинена карьере. Его отъезд был попыткой реализовать ещё одну свою карьерную амбицию. И это точно был не провальный сезон. Да, может быть, что-то не складывалось внутри команды, но тем не менее Артём — вице-чемпион Испании и финалист Кубка. Забил и отдал он совсем не мало, так что сезон хороший. Поездка в Испанию расширила горизонты Артёма в тактическом и человеческом плане. Так что скорее это пошло на пользу: он вернулся сильнее и взрослее, чем был.

Точно нет ситуации, что приехал какой-то «не тот» Ниязов. Мы видели, каким Артём приезжал в сборную: он был там абсолютным лидером, с удовольствием возвращался в эту атмосферу, среду. Сейчас он просто приехал обратно с осознанным пониманием, что в этой обстановке ему интереснее. Это на сто процентов спортивные амбиции. Ну и не секрет, что Артём привязан к своей семье, к Сургуту — это важный момент, что в России он будет чувствовать себя психологически комфортнее.

 

— С учётом изменений в составе и повреждений у лидеров команды сколько потребуется времени, чтобы вы смогли оценить реальный уровень КПРФ в новом сезоне?

— С ходу я бы глобальных выводов не делал. К нам пришли и звёздные футболисты, и молодёжь — это сразу поднимает на бумаге наши амбиции. Думаю, Ниязову вливаться не надо: он просто вернулся в родную команду после годичного перерыва. Что касается всех остальных… Посмотрим по ходу первого круга, как всё это будет двигаться. Будут моменты определённого притирания, возможны и потери очков — это футбол, у нас очень конкурентная лига.

В целом, сейчас приятное состояние, когда ты собираешь обновлённый коллектив с хорошими амбициями и работаешь над его настройкой. Первый круг получится информативным. Несмотря на все приобретения, не считаю нас суперглавными фаворитами нового чемпионата. Сейчас достаточно много мощных команд, которые готовы составлять нам конкуренцию.

 

— Как будет сформулирована официальная задача на сезон?

— Мы — команда, которая за шесть лет четыре раза играла в финале, так что однозначно будет задача — первые места во всех турнирах. Ещё раз говорю: я не считаю, что мы наголову сильнее наших конкурентов. Конечно, нет. Но с учётом нашего состава и последних приобретений будем двигаться к цели победить во всех турнирах. Ну, с Кубком Лиги могут быть нюансы, будем давать больше шансов игрокам не из сборных. Но я надеюсь на глубину нашего состава и амбиции игроков, которых не будут вызывать в свои национальные команды. На таких игроков мы рассчитываем не меньше, чем на сборников. Как раз покажут, что они не просто статисты, а те, кто может влиять на результат.